Для многих белорусов Украина становится вторым домом. Супруги Артём и Екатерина выехали из Беларуси в Украину еще в августе. Он работал в штабе оппозиции, и понял, что нужно переехать в Украину и остаться здесь. Нам удалось с ними пообщаться и узнать с какими трудностями столкнулись при переезде и чувствуют ли они себя «как дома».
— Во время выборов я был волонтером одного из штабов оппозиционных кандидатов. И еще далеко до августа мы сталкивались с тем, что наших коллег из других штабов задерживали, когда это ещё не было мейнстримом, — рассказывает Артём.
Сталкивались и со взломом мессенджеров на телефонах, в том числе удаленно. Все это не позволяло чувствовать себя в безопасности, а тем более, могло ставить под прицел всех коллег, с которыми ты общаешься. Ведь, наши электронные устройства — это очень хороший инструмент для получения информации и впоследствии использовании её в своих целях.
После выборов я продолжил деятельность, но уже в других инициативах. Когда стало очевидным, что наше нахождение в Беларуси небезопасно, пришлось задуматься о переезде.
Селфи на фоне команды кандидата в президенты Светланы Тихановской
— Когда Вы поняли, что нужно переезжать в другую страну?
-Это решение не было спонтанным, еще во время выборов я рассматривал, как вполне вероятный сценарий. Вопрос был только в скорости сборов. Мне более-менее просто собраться — несколько вещей летне-осеннего сезона, ноутбук — и я готов хоть на край света.
Моей половинке было чуть посложнее — она была уже почти на финальной стадии открытия небольшого салона по оказанию бьюти услуг. И уже заказала мебель. В итоге, мы за пару дней собрались и поехали в сторону Украины.
—Чем занимались сразу по приезде. Получилось найти работу?
-После переезда в Киев я сразу занялся вопросами, связанными с ВНЖ. Одним из оснований для его получения является трудоустройство в украинской компании. Я подумал, что неплохая идея устроиться в какую-нибудь местную IТ-компанию: так можно будет быстро адаптироваться в украинском коллективе, понять их особенности, как тут все устроено и заодно решить вопрос с ВНЖ.
Изначально в компании мы договорились что помогут с ВНЖ, но через пару месяцев оказалось, что никто не спешил решать мой вопрос, и мне стало очевидно, что нужно двигаться дальше.
Я продолжил работать удаленно со своими старыми клиентами и направлениями, поэтому для меня ничего существенно с переездом не изменилось в плане деятельности. Я бы даже сказал наоборот, появилось ощущение «голодного мигранта», когда ты просто обязан думать о том, как максимально эффективно и быстро решать свои новые вопросы, знакомиться с новыми людьми для поиска решений.
Это ощущение отсутствия дома за плечами и друзей — оно очень мотивирует и не дает ни на секунду расслабиться.
Моей половинке тоже пришлось перестраиваться — открывать салон с наличием такого количества неизвестных переменных — нерационально. И она постепенно перешла в новую бизнес-модель. Если раньше она была мастером-бровистом со стажем, то впоследствии начала учить девушек делать брови себе самостоятельно. И мы были очень удивлены, когда оказалось, что 80-90% девушек, после прохождения ее онлайн курса делают себе брови так, как не в каждом салоне сделают. Таким образом, мы отошли от привязки к локации в рабочих вопросах.
—С какими ещё сложностями столкнулись в новой стране?
-Как в любых поездках за рубеж, есть несколько вопросов, которые нужно закрывать в первую очередь:
1. Визовые, вопросы связанные с легализацией;
2. Аренда жилья;
3. Адаптация (языковые и рабочие моменты).
И если с арендой и адаптацией мы успешно справились, то вопросы с легализацией внезапно стали камнем преткновения.
—Как сложились отношения с миграционной службой?
-Если не вдаваться в подробности, то нам пришлось несколько раз посещать миграционные службы, и столкнулись с бюрократией и двояким трактованием своих же законов. Нам юристы помогали оформлять документы, но в миграционке несколько раз нам отказывали озвучивая каждый раз разные причины.
Если бы, мы столкнулись с чем-то логичным и мы понимали, что правда на их стороне — вопросов бы не было, мы бы спокойно смотрели другие страны, но все оказалось сложнее.
Чем больше мы знакомились с похожими случаями от знакомых и разбирались в нормативных документах, тем больше приходило понимание о масштабах проблемы. Таких как мы были десятки, сотни, тысячи людей.
И если мы можем свободно выбирать куда поедем дальше, то многие белорусы сейчас оказались в ситуации без выбора и некоторым приходиться бежать, бросая все, а местные юристы предлагают свои услуги с ценами, которые зачастую превышают сумму с тремя нулями в валюте, и, как оказалось, не все выполняют свои обязательства должным образом.
Понимая это, я решил не проходить мимо этой проблемы, а сделать так, чтобы о ней узнали многие и что-то здесь изменилось в лучшую сторону для наших граждан. И уже сейчас могу сказать, что это все было не зря — недавно было принято постановление о продлении безвизового пребывания в Украине с 90 до 180 дней».
—Чувствуете себя в Украине «как дома»? Принимают местные?
-Оказавшись в Украине, можно сказать, что почувствовали себя как дома. Нет никаких барьеров: ни с языком, ни с культурными особенностями.
И когда поднимаешься в лифте и здороваешься с каждым соседом и здороваются с тобой, и за эти пару минут получается приятная беседа, заканчивается пожеланием друг другу хорошего вечера — это все немного непривычно было в первое время.
Артём и Екатерина
—Осталось ли в планах вернуться на родину или переехать куда-то ещё?
— Конечно, когда это станет возможным, нам бы хотелось возвращаться в свою родную, свободную страну.
Свободную во всех смыслах. В этом году мы все поняли, что наши люди невероятные, мы просто долго об это не знали.
Нас «разделяли и властвовали», а сейчас люди объединились и стали свободными. В первую очередь — внутри. Ведь можно забрать твою свободу передвижений, но твою личную внутреннюю свободу никто и никогда не сможет отнять.