Часто можно услышать в комментариях читателей и заявлениях политиков, что все мы вместе “содержим власть” отчисляя налоги из своих кровных в бюджет. Но контролировать бюджет белорусы не могут. Это прерогатива Минфина и народных избранников, а по большому счету все, что касается денег в стране под жестким контролем президента.
Аналитики и финансовые эксперты с трудом могут отслеживать движение бюджетных средств, статистика доходов и расходов не прозрачна, и даже в тех цифрах, которые периодически дает Белстат необходимо разбираться и корректировать картину с учетом инфляции, девальвации и других процессов, которым подвергнут бюджет страны в условиях плановой экономики.
Но, как считает Жанна Куликова, общество способно влиять на ситуацию хотя бы на местном уровне. Уточнять расходы, предлагать свою помощь и т.д. могут жители деревни или небольшого райцентра вступая в диалог с местными органами власти. Но, для этого необходимо, конечно же, разбираться в механизмах формирования бюджета.
Мы подготовили выдержки из лекции «Как работает бюджет Беларуси и спасет ли его повышение налогов», которую Жанна Кулакова недавно провела для редакций белорусских СМИ. Они помогут любознательным понять ряд механизмов формирования и расходования бюджета республики.
Начнем с представления о структуре бюджета:
А теперь разберемся, кто за что отвечать в этой структуре:
- Республиканский бюджет: госдолг, силовики, поддержка экономики;
- Местные бюджеты: образование, здравоохранение, ЖКУ, благоустройство, строительство;
- Консолидированный бюджет: свод бюджетов всех уровней;
- Бюджет сектора государственного управления;
- консолидированный бюджет плюс внебюджетные фонды (ФСЗН).
В 2021 году республиканский бюджет получит 58,8% доходов, местные бюджеты — 41,2% доходов (с учетом консолидации).
Местные бюджеты получают в среднем около 76,1% доходов из налоговых и иных поступлений:
Брестская область, как видно на карте зависит от дотаций. Аграрный регион связан сезонными колебаниями уровня расходов и доходов и зависит от урожая, надоев, привеса и других факторов.
Многие заблуждаются, когда думают, что из своего кармана полностью финансируют расходы, примеру, на силовиков. Работники местных предприятий, прежде всего, укрепляют своими отчислениями в бюджет, образование и здравоохранение в своем районе:
На этом пока завершим образовательную программу и вернемся к бюджету 2021 года.
Бюджет 2020 года получился дефицитным. Основная причина мировой кризис, вызванный пандемией. Доходы от экспорта упали из-за локдаунов. Беларусь потеряла част доходов от транзита. Долгое время была парализована сфера услуг. А вот расходы на здравоохранение пришлось оперативно увеличивать.
С учетом возможных рисков в 2021 году бюджет сформировали с “запасом”:
— Дополнительные деньги получат здравоохранение, социальная политика, национальная экономика, милиция и национальная оборона. Здравоохранение приходится более существенно финансировать из-за ковида. По социальной политике рост совсем небольшой: в реальном выражении на 0,9%. Национальная экономика — плюс 10,8%. На фоне кризисных явлений требуется поддерживать государственные предприятия, — рассказала Жанна Кулакова.
В итоге расходы бюджета в 2021 году увеличатся на 7,2%, а доходы между тем вырастут всего на 0,4%.
Больше чем треть всех денег в бюджет в 2021 году поступит от НДС, который заложен в стоимость товаров и услуг. Подоходный налог составит 18,05 % доходной части казны. Доходы от внешнеэкономической деятельности добавят чуть больше 10% в казну.
Существующие риски: снижение доли НДС, на фоне ковида и налогового маневра, продолжат проседать доходы от внешнеэкономической деятельности:
— Куда ни глянь, везде возможно снижение. Я не удивлюсь, если мы получим картину с недоборами по сравнению с первоначальным планом, примерно как в этом году.
Дефицит консолидированного бюджета — 2020, план: 1,4 млрд руб.
Дефицит консолидированного бюджета — 2020, факт: ~1,9 млрд руб.
Дефицит консолидированного бюджета — 2021, план: 4,2 млрд руб.
Дефицит консолидированного бюджета — 2021, факт: ???
За предыдущие годы, когда экономика работал в более благоприятных условиях, удалось создать запас. И , как отметила Жанна Кулакова, теоретически у правительства есть достаточно инструментов, чтобы закрыть потенциальные недостачи. Но использование большинства из них в текущих экономических условиях будет давать неприятные «побочные эффекты».
— У Минфина есть остатки от профицита бюджетов прошлых лет. За счет этих денег Минфин и планирует покрывать дефицит бюджета в этом и, возможно, в следующем году. Есть вариант с размещением облигаций, можно взять в долг. Можно «включить» печатный станок — тогда вырастут и зарплаты, и поступления от НДС. Конечно, этот рост будет только номинальным, но он позволит соблюсти план, — отмечает эксперт.
Правительство может пойти на дальнейшее повышение налогов и увеличение планов по штрафам, но:
— На практике каждый из этих вариантов имеет подводные камни. Если взять заимствования, то у нас и так огромный госдолг. Стоит ли дополнительно его раздувать для того, чтобы решать бюджетные вопросы? Эмиссионные механизмы сказываются на инфляции и курсе рубля. Что тоже нежелательно. А любое повышение налогов усиливает недовольство в обществе.
Жанна Кулакова: финансовый аналитик, участник проекта «Кошт ураду».